Историко-архитектурный комплекс Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря

Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.

Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. [1] На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).

Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.

После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. [2] План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. [3] В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.

Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.

Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя. [4]

Основной архитектурный комплекс монастыря включал в себя все храмы обители, за исключением церкви на пещерах, которая находилась на другом склоне монастырского холма. Внутри ограды имелось пять корпусов, занятых братией. Два из них имели особое назначение. Один был занят под трапезную, в другом верхний этаж занимал настоятель с казначеем, нижний отведен под просфорню. С 1869 года в монастыре существовала церковно-приходская школа. Она размещалась в башне за алтарем собора. С восточной, южной, западной сторон монастырь был обнесен высокой оградой, по углам которой возвышались башни. Каждая из них имела помещения для нескольких монахов. За оградой было множество служебно-хозяйственных построек. Также около ограды на средства выдающегося Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1794-1857 гг.) и Самарского епископа Евсевия (1808-1883 гг.) была устроена часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Казанский собор имел четырехугольную форму с полукруглым алтарем. Изящно смотрелся трехъярусный, на голубом фоне с позолотой иконостас. Большая часть икон его была греческого письма. Над красиво украшенными царскими вратами был размещен Владимирский образ Божией Матери. Объектами паломничества являлись чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и располагавшиеся в самом соборе погребения выдающихся настоятелей монастыря: игумена Аполлинария (1809-1864 гг.) и архимандрита Нифонта (1819-1896 гг.). [5] Они являлись продолжателями традиций Глинского монашества, а игумен Аполлинарий был еще до революции включен в список подвижников благочестия Российской империи. [6]

Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.

С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. [7] В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.

 

Настоятели монастыря в XIX-XXвеках

1853-1854 гг. – Палладий (Рыжих),

1854-1865 гг. – игумен Аполлинарий (Лукашев),

1865-1896 гг. – архимандрит Нифонт (Рева),

1896-1898 гг. – игумен Михаил

1898-1905 гг. – архимандрит Христофор (Яснецкий),

1905-1914 гг. – игумен Модест

1914 -1917 – игумен Димитриан (Иванин),

1917-1918 гг. – иеромонах Герасим (Казаков),

1918-19… гг. – игумен Пантелеимон (Пресняков),

 …-1929 гг. игумен Кирилл (Макаров).

 

До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.

За годы советской власти и даже в 2000 годы исторический архитектурный комплекс монастыря понес значительные потери. Часть храмов разрушено до основания. Сохранились здание Казанского собора без культовых архитектурных элементов и еще несколько зданий, которые нуждаются в срочной защите. Сохранившиеся здания являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии со списком вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения.

Возрождение монастырских традиций, в том числе и материального наследия, ведет приход храма Спасо-Преображения г. Бузулука во главе с игуменом Виталием (Климовым). 17 октября 2003 года, в день 150-летия официального открытия монастыря в молитвенной комнате Воспитательной колонии отец Виталий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. За богослужением пели сестры возрождаемого Тихвинского женского монастыря Бузулука.

28 июля 2006 года, впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон, построенного вновь, но уже кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».  Вскоре была вновь выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Возрождению монастыря способствовало то, что было обнаружена засыпанная землей и мусором вертикальной шахты, ведущей в разрушенные пещеры. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проемами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый кирпичный храм был возведен на прежнем месте. Сегодня святые пещеры одно из самых посещаемых паломнических мест Бузулукской епархии.

На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.

С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.

12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвященная 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ветхозаветных и Евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около 200 человек: духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК №2.

Восстановленные святыни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря пользуются почитанием православных жителей Оренбургской области и других регионов России. Бузулучане уже давно считают святые пещеры и часовню на роднике местными достопримечательностями. Епархиальное управление ведет поиск решений для возвращения исторического комплекса монастыря Русской Православной Церкви.

К.ист.н., краевед Сергей Викторович Колычев

 

Примечания и источники:

1. Спасо-Преображенский Бузулукский подгородний мужской монастырь. Пятидесятилетний период существования, 1853-1903 год. Самара. С. 6.

2. Все дореволюционные даты приведены по старому стилю.

3. Государственный архив Самарской области (ГАСО) Ф. 32. Оп. 6. Д. 2486. Л. 7.

4. Письмо С.А. Толстой, 1881, июля 31. Т. 83. С. 1828. С. 192. ПСС. 1928-1958 гг.

5. ГБУ Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) Ф. 311. Оп. 1. Д. 50.

6. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XIV и XIX веков. Том дополнительный. Ч. 1. июль-декабрь. Кн. 2. Москва. 1912. С. 266.; Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский Патерик. М. 1997. С. 267

7. Монастыри Самарского края (XVI-XX века). Самара. 2002. С.С. 25-26.

Контакты

Секретарь Бузулукской епархии – Николай Юрьевич Барышников, г. Бузулук.
Телефон: 8(353-42) 55-101
E-mail: buzulukeparh@yandex.ru

Руководитель пресс-службы Бузулукской епархии – Галина Николаевна Омельченко
Телефон: +7-932-554-06-04
E-mail: galn-omelchenko@yandex.ru